В ответ на дискуссию под предыдущим постом решила поделиться несколькими книжками, на примере которых можно познакомиться с ключевыми тенденциями в современной спекулятивной философии. Собственно, типы мышления, практикуемые и описанные в этих книгах, и являются концептуальным основанием того множественного объекта, который мы сегодня называем архитектурой. «Новые онтологии» — под такими знаменами собираются довольно разнообразные теоретические семейства, среди которых - спекулятивный реализм, плоские онтологии, новый материализм, объектно-ориентированная философия, акторно-сетевая теория. Некоторые авторы работают на пересечении разных направлений (например, Деланда относят одновременно к плоской онтологии и новому материализму), кто-то категорично придерживается одного имени (так, Богост предпочитает называть свою онтологию плоской, а не объектно-ориентированной, хотя в его случае различие неочевидно), а кто-то индифферентен к баталиям вокруг этих размежеваний. Так что тут все условно и неоднозначно. Все предложенные ниже тексты относятся к новым онтологиям, а внутри я бы разделила их так: Спекулятивный реализм: The Speculative Turn: Continental Materialism and Realism // Levy Bryant, Nick Srnicek, Graham Harman (eds), 2011 After Finitude // Quentin Meillassoux, 2008 Плоские онтологии: Intensive Science and Virtual Philosophy // Manuel DeLanda, 2002 Alien Phenomenology, or What It’s Like to Be a Thing // Ian Bogost, 2012 The Democracy Objects // Levi R. Bryant, 2011 Объектно-ориентированная онтология: Object-Oriented Ontology: A New Theory of Everything // Graham Harman, 2017 Новый материализм: New Materialism: Interviews & Cartographies // Rick Dolphijn & Iris van der Tuin (eds), 2012 Vibrant Matter: a Political Ecology of Things // Jane Bennett, 2010 К слову, за последние пару лет вышло много русскоязычных переводов современных знаковых текстов, среди них - работы упомянутых выше авторов: «После конечности» Мейясу, «Пульсирующая материя» Беннетт, «Четвероякий объект» Хармана, «Новая философия общества» Деланда, «Чужая феноменология» Богоста.